Смыслы и ценности: какой должна быть модель эффективного руководителя
На сегодняшний день многие российские компании стали внимательнее относиться к сотрудникам, воспринимать их как личностей с индивидуальными качествами и потребностями. Как создать человекоцентричную корпоративную среду, обсудили на семинаре Лабораторией ЧИЛ.
Сотрудники Лаборатории человекоцентричности и лидерских практик провели очередной научный семинар, в ходе которого обсудили промежуточные итоги ключевого исследовательского проекта. Данная работа направлена на формирование актуальной российской модели современного руководителя, основанной на традиционных отечественных ценностях и человекоцентричном подходе.
Заведующий Лабораторией ЧИЛ Владимир Соловьев в своем выступлении отметил, что при разработке человекоцентричного подхода важно также акцентировать внимание на ценностях и смыслах, которые отличают его от клиентоцентричного и других похожих подходов. Для современного человека вопрос смысла крайне важен и является одним из факторов мотивации и вовлеченности, поэтому в ценностном предложении для сотрудника этот элемент должен быть явно отражен.
«Кроме того, нужно понять, как и с помощью каких инструментов и практик человекоцентричный подход способен оказывать влияние на рост показателей эффективности организаций, в том числе экономических», - подчеркнул Владимир Александрович.
Сотрудники Лаборатории представили собравшимся концепцию человекоцентричного подхода, разработанную на основе фундаментального исследования, которое было проведено годом ранее. Работа посвящена изучению лидерских практик руководителей организаций.
Отличительной особенностью концепции стало рассмотрение трех ключевых субъектов человекоцентричности: государства, организации и человека. Исследователи выявили причины и тенденции, лежащие в основе человекоцентричности, для каждого из этих субъектов, а также ответили на вопросы о сущности человекоцентричности как явления и формах ее проявления.
«Актуальной причиной внедрения человекоцентричного подхода на государственном уровне является геополитическая ситуация, на уровне организаций – дефицит кадров, на уровне конкретного человека – дефицит смысла», – рассказал главный эксперт Лаборатории ЧИЛ Олег Самольянов.
С учетом этой концепции специалисты приступят к доработке прототипа модели современного российского лидера, которая должна предусматривать наличие у него актуальных социальных навыков и навыков эффективной работы с информацией. Первые рассматриваются как фундамент для принятия обоснованных управленческих решений, а вторые выступают в качестве инструментов реализации этих решений, а также служат основой для цифровой трансформации организаций.
По наблюдениям Лаборатории, внедрение человекоцентричного подхода в организациях может осуществляться по нескольким ключевым направлениям: обеспечение соблюдения действующего законодательства и влияние на законотворческий процесс в интересах человека; дебюрократизация и формирование нормативной базы, основанной на принципах человекоцентричности; трансформация корпоративной культуры.
В рамках аналитической части исследования сотрудники Лаборатории планируют оценить существующую нормативно-правовую базу, уровень бюрократизации в организациях, а также тенденции в корпоративной культуре. Это позволит разработать конкретные инструменты для реализации человекоцентричного подхода на практике.
Стажер Лаборатории ЧИЛ Екатерина Тушева представила зарубежные подходы к пониманию концепции человекоцентричности в теории и на практике. В ходе работы были проанализированы различные трактовки данного понятия, а также методы и принципы, применяемые в организациях других стран, и инструменты его внедрения.
Полученные данные о международном опыте могут быть использованы для дальнейшего совершенствования разрабатываемой в Лаборатории концепции человекоцентричного подхода.
Также на семинаре состоялась дискуссия о критериях, которым должна соответствовать человекоцентричная организация. В основу дискуссии легли традиционные российские ценности, сформулированные в Указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». К их числу относятся патриотизм, созидательный труд, справедливость, взаимопомощь, взаимоуважение и другие.
По мнению сотрудников Лаборатории ЧИЛ, человекоцентричная организация:
- визуализирует результат деятельности, наполняет работу смыслом, учитывает индивидуальные потребности сотрудников и помогает им реализовывать задуманное;
- снижает уровень бюрократизма и бумажной работы;
- развивает командность, что соответствует традиционным ценностям «коллективизм», «взаимопомощь» и «взаимоуважение»;
- стремится быть молодежной и инклюзивной;
- обеспечивает реализацию базовой потребности в безопасности, что находит отражение в таких традиционных ценностях, как «жизнь», «достоинство», «права и свободы человека»;
- стремится к развитию и обучению своих сотрудников, как специалистов, так и руководителей, в том числе реализуя систему наставничества.
На сегодняшний день многие организации еще не воспринимают сотрудников как самобытных личностей со своими индивидуальными качествами, потребностями и ожиданиями, отметил по итогам дискуссии заместитель заведующего Лабораторией ЧИЛ Геннадий Стрюк. Концепция человекоцентричного подхода может помочь им создать систему, которая бы учитывала и адаптировалась к уникальным особенностям каждого работника. Внедрение обсуждаемого подхода целесообразно в тех организациях, в которых уже реализованы принципы клиентоцентричности. Человекоцентричность же должна стать следующим этапом развития организации.
Последние «человекоцентричные» новости из области науки, бизнеса и государственного управления можно узнать в ТГ-канале Лаборатории ЧИЛ.