Просто о сложном: западные теории лидерства XX-XXI вв. и традиции начальствования в Российской армии
В новой публикации из рубрики «Просто о сложном» разбираем статью главного эксперта Лаборатории человекоцентричности и лидерских практик ИГМУ НИУ ВШЭ Олега Самольянова.
В статье главного эксперта Лаборатории ЧИЛ Олега Самольянова в качестве артефакта, отражающего традиции начальствования в Российской армии, рассмотрена книга И.М. Старковского «Начальник». Основные идеи книги автор сравнивает с достижениями западной мысли в вопросах лидерства и управления.
-
Первое сходство заключается в том, что в Российской армии большое внимание уделялось формированию культуры (хотя тогда это так не называлось). Идея развития армейской культуры во многом схожа с концепциями организационных культур Эллиота Джекса, Роджера Коннорса, Тома Смита и других исследователей.
-
Другое сходство состоит в признании существования управленческой иерархии, которая зависит от умения руководителя решать более сложные задачи.
-
В книге И.М. Старковского нашли отражение и различные типологии сотрудников, знание которых необходимо для эффективного управления. В этом идеи автора имеют много общего с теориями Уильяма Марстона, Пола Херси, Кена Бланшара.
-
Автор отмечает, что книга «Начальник» содержит в себе зачатки большого количества серьезных научных теорий и практических моделей, в том числе концепций менторства, наставничества и коучинга.
-
Существенное внимание в книге уделено вопросу сохранения дисциплины и эффективного общения с подчиненными. И.М. Старковский отмечает: чтобы приучить людей к дисциплине, нужно самому быть примером ее соблюдения. Эта идея воплощена и в книге Джима Коллинза «От хорошего к великому», где он предлагает руководителю «позиционировать себя не как инициатора требований, а только как их проводника».
-
Также автор статьи отмечает значительное сходство идей книги «Начальник» с постулатами модели SCARF, разработанной Дэвидом Роком, и делает вывод о том, что сконцентрированная в книге армейская мудрость в некоторых аспектах предвосхитила открытия нейронаук в XX веке.
Олег Самольянов также подчеркивает, что несмотря на различия в значениях слов «начальник» и «лидер», оба имеют отношение к ситуации, когда одна сторона влияет на другую таким образом, чтобы та произвела работу, необходимую для достижения цели. И даже с изменением указанных терминов, суть процесса останется неизменной, а идеи «Начальника» могут быть применимы и в будущем.